Приходит время, когда перед родителями встает вопрос о том, посещать ли их ребенку ясли или не стоит. Волнения и переживания вполне оправданы, потому что есть некоторые нюансы, несоблюдение которых может травмировать психику малыша и развить у него всевозможные страхи. Как этого избежать? Ознакомьтесь с нашими рекомендациями и примите правильное решение!
Когда можно идти в ясли?
Некоторые психологи говорят о том, что лучший возраст для начала посещения яслей – 3 года (девочки) и 3, 5 года (мальчики). В 2–3 года дети не испытывают необходимости в общении с ровесниками, а вот эмоциональная привязанность к маме и близким особенно сильна. В большей степени это проявляется в период от 7 до 18 месяцев. Малыш отчетливо проявляет тревогу без матери. Как может сказаться в будущем неудачный опыт самостоятельности маленького человечка? При неблагоприятных условиях беспокойство малышей (7–14 мес.) может перерасти впоследствии в тревожность взрослого человека. Боязнь одиночества тоже, оказывается, «родом из детства» – настолько травмирующими бывают переживания детей. В возрасте 7 месяцев вы уже можете понять, насколько чувствителен ваш малыш, по его реакции на расставание с мамой, и решить – стоит ли так рано вам идти в ясли.
Подготовка к яслям: что ребенок должен уметь
Ребенок ест сам
От ребенка 1, 5–2 лет ждут, конечно, что он умеет есть ложкой, проситься на горшок, засыпать без мамы, играть самостоятельно и не отнимать игрушки у других. Родители в панике начинают готовиться, засыпая интернет вопросами. У кого как? Некоторые воспитатели яслей говорят: «РЕБЕНОК НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН!»
Как подготовить ребенка к яслям. Ключевые моменты
- Распорядок дня. Каждая семья живет по своему внутреннему расписанию. Постарайтесь дома придерживаться режима, принятого в детских учреждениях. Подъем к 7.30. Дневной сон с 12 часов.
- Эмоциональный настрой. Не пугайте ребенка яслями. И в то же время не хвалите их, говоря, что ему там обязательно понравится. Говорите, как есть.
- Коммуникативные навыки. Если у вашего малыша нет широкого круга общения, выводите его на детские площадки, ходите в гости, приглашайте знакомых. Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми понадобится ему в детской группе.
- Питание. По возможности приблизьте ваш рацион к ясельному. Учите пользоваться ложкой, пить из чашки. Кушать лучше без уговоров, сказок – в яслях этого, скорее всего, не будет. Грудничкам тяжелее адаптироваться в новых условиях, так как они сильнее переживают разлуку с мамой.
- Дневной сон. Приучайте засыпать самостоятельно, без укачиваний. Часто детки капризничают только потому, что не отдохнули.
- Навыки самообслуживания. Старайтесь обходиться без памперсов! Давайте малышу возможность самому снимать и надевать штанишки, носки, обувь.
- Игровая деятельность. Находите общие дела по дому, вдвоем собирайте конструктор, рисуйте, чтобы у ребенка сформировались навыки совместной деятельности. Привлекайте бабушек, дедушек. Здесь важен уже не столько эмоциональный контакт, сколько практическое взаимодействие с другими людьми, так называемое ситуативно-деловое общение. Если в ходе игры у такого малыша возникнут затруднения, он всегда их решит, попросив помощи у воспитателя. Дети, которые умеют хорошо играть, быстрее привыкнут к новым условиям яслей. Ребенок с низким уровнем развития предметной деятельности не может надолго занять себя, капризничает.
- Здоровье. Больше гуляйте с ребенком. По желанию, можно приучать его к закаливанию. Крепкие детишки быстрее адаптируются и меньше болеют. Воспитатели настоятельно советуют заранее готовить ребенка к поступлению в детское учреждение, чтобы процесс привыкания к новой обстановке протекал менее болезненно.
Дневной сон
Иногда шутят, что адаптация необходима не только детям, но и их родителям. Тревожные взрослые, которые сами не готовы отпустить от себя ребенка, только ухудшают ситуацию.